Протестантизм в России

Протестантизм в России
   Протестантизм в его различных формах стал распространяться в России начиная с перв. четв. 16 в. Именно в это время лютеранство появляется на территории Лифляндии и Эстляндии. В нач. 18 в. Эстляндия и Лифляндия вошли в состав Российской империи. Первые лютеранские об-ва существовали в Москве (1559) и Нижнем Новгороде (1609). Влияние лютеранства начинает укрепляться во времена Петра I, стремившегося привлечь в страну иностранных специалистов. Опорным пунктом лютеранства был Петербург. В 18 в. в нем проживало более 20 тыс. лютеран. Главные лютеранские церкви в Петербурге носили имена царей и цариц: Петра, Анны и Екатерины. Екатерина II тоже содействовала укреплению положения лютеранства в России; она привлекала немцевкрестьян, исповедующих лютеранство, к колонизации России, освоению побережья Черного моря, Поволжья. После двух манифестов Екатерины II от 4 дек. 1762 и от 22 июля 1783 - в Россию приехало 25 тыс. немцев-переселенцев. Они расселились на Волге, образовав 104 колонии, из к-рых 73 были лютеранские. К кон. 19 в., по материалам переписи 1897, в России проживало ок. 1,8 млн немцев, среди к-рых 76,1 % исповедовали лютеранство. К нач. 20 в. в России (исключая Прибалтику) насчитывалось ок. 200 лютеранских церквей, объединявших более 1,1 млн чел. Из всех направлений протестантизма лютеранская церковь пользовалась наибольшим влиянием. (Об истории лютеранства в России 20 в. и его положении в наст, вр. см. Лютеранская церковь в России, Евангелическо-лютеранская церковь в России (ЕЛЦ), Единая Евангелическо-лютеранская церковь (ЕЕЛЦ), Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии в России.)
   Во вт. пол. 18 в. в России появились меннониты. Первые колонии меннонитов возникли в Екатеринославской губ. в 1789 по именному указу Екатерины II от 7 сент. 1787. Они прибыли из Зап. Пруссии и обосновались на правом берегу Днепра в районе о-ва Хортица, образовав хортицкую колонию меннонитов. В нач. 19 в. колонии меннонитов появляются в Таврической губ. ок. реки Молочные воды, а затем в Саратовской, Самарской, Оренбургской, Уфимской, Томской, Омской, Семипалатинской губ. К 1916 во владении меннонитов находилось в России свыше 1 млн десятин земли. В религ. отношении меннонитство в России не было однородным, оно разбилось на несколько сектантских течений: вюстизм, гюпферство и др. Их возникновение было вызвано ростом соц. дифференциации в меннонитских колониях. В 1860 среди меннонитской общины произошел раскол, приведший к появлению общины братских меннонитов: они совершали обряд водного крещения, практиковали омовение ног, отрицательно относились к военной службе.
   В 60-х гг. 19 в. в России началось распространение новой разновидности протестантизма баптизма. В 1867 на реке Куре в Грузии миссионером-баптистом М. Кальвейтом был крещен первый русский - Никита Воронин, выходец из молокан. Основные регионы распространения баптизма до 1917 Украина, Закавказье, Северный Кавказ. На Украине распространению баптизма во мн. способствовали немецкие колонисты. Он стал главным течением в т. наз. южнорусской и великорусской «штунде» и распространялся преимущественно в крестьянской среде.
   В Петербурге и окружающих районах с 70-х тт. стала распространяться занесенная английским миссионером лордом Г. Редстоком другая разновидность баптизма: евангельское христианство. Распространителями евангельского христианства стали выходцы из военных, аристократических кругов (полковник В.А. Пашков, граф М.М. Корф, княгиня В.Ф. Гагарина и др.).
   В 1884 состоялся первый съезд русских баптистов, положивший начало Русскому баптистскому союзу, к-рый в 1885 возглавил Д. Мазаев. К 1917 общее кол-во баптистов и евангельских христиан составляло примерно 150 200 тыс. чел. (см. Союз церквей Евангельских христиан-баптистов России).
   Первые адвентисты (см. Адвентисты седьмого дня в России) появились в России в 80-х гг. 19 в. Его распространителями стали немецкие и американские проповедники братья Конарди и др. Первая адвентистская община была образована в Крыму в 1886. Адвентизм получил большое распространение на Украине, Северном Кавказе, в Прибалтике, а также в Петербурге, Москве, Киеве. Адвентизм распространяется среди ремесленников, рабочих, мелких торговцев, городской бедноты. Среди адвентистов было немало выходцев из интеллигенции. Большое влияние на русских адвентистов оказал съезд Церкви адвентистов седьмого дня, состоявшийся в 1907, к-рый положил начало самостоятельной адвентистской орг-ции в России. В 1908 она была выделена в самостоятельную «российскую унионную конференцию» Международной церкви адвентистов седьмого дня, под председательством Ю.Т. Бехтера. Центром управления адвентизма в России стала Рига, где находилось изд-во адвентистов, распространявшее лит-ру на русском, немецком, латышском, эстонском и польском языках. В 1916 в России насчитывалось 6800 адвентистов. В этом же году среди адвентистов седьмого дня произошел раскол, выделилось новое течение адвентистов-реформистов. Сторонники этого движения в России в 20-х гг. считали недопустимым служить в армии, состоять в профсоюзах (см. также ВосточноРоссийская унионная миссия, Российский Союз церкви адвентистов седьмого дня).
   Незадолго до нач. первой мировой войны в Россию стало проникать пятидесятничество. Первыми проповедниками этого учения стали выходцы из евангельских христиан Н.П. Смородин и А.И. Иванов, обращенные в новую веру амер. миссионерами, прибывшими в 1911 в Финляндию. Новообращенные миссионеры развернули активную работу в Петербурге и создали в 1913 общину евангельских христиан в духе апостольском («единственников»). Пятидесятники вербовали себе сторонников из числа баптистов, евангельских христиан. В нач. 20-х гг. на Украине появилось др. направление пятидесятничества, связанное с деятельностью миссионера И.Е. Воронаева, получившего религ. подготовку в США и вернувшегося в Россию в 1921. Он представлял в России одну из крупнейших орг-ций пятидесятников в США «Ассамблеи бога». В 1926 на I Всеукраинском съезде был создан «Всеукраинский союз христиан евангельской веры». В 1927 Союз христиан евангельской веры насчитывал свыше 350 общин с кол-вом членов более 17 тыс. (О совр. состоянии пятидесятничества см. Союз христиан веры Евангельской Российской Федерации.)
   После Окт. революции 1917 прот. конфессии получили равные права с правосл. церковью. Прот. орг-ции евангельских христиан, баптистов, адвентистов, пятидесятников развернули широкую миссионерскую деятельность. Число последователей прот. конфессий стало быстро расти. Большую материальную, политич. и финансовую поддержку прот. орг-циям в те годы оказали зарубежные религ. центры в США, Англии. Баптисты и евангелисты создавали сельскохозяйственные коммуны, издавали религ. журналы, готовили кадры проповедников, собирали съезды.
   Политика командно-административного давления в сфере религ. отношений, репрессии сталинского режима кон. 20 - 30-х гг. коснулись и верующих прот. конфессий. Были ликвидированы руководящие центры баптистов и евангельских христиан, прекращена их издательская деятельность. Распались мн. поместные общины. Мн. видные религ. деятели стали жертвами репрессий. Деятельность прот. орг-ций баптистов, евангелистов, адвентистов и др. возобновилась лишь в нач. 40-х гг.
   Протестантизм в совр. России представлен рядом конфессий. Это прежде всего лютеранские церкви, евангельские христиане-баптисты, адвентисты, пятидесятники, Свидетели Иеговы. В кон. 80 нач. 90-х гг. в России появился ряд новых конфессий прот. происхождения, таких, как Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), харизматические церкви, Армия спасения, квакеры и др. (см. Неопротестаитские конфессии в России).
   Э.Г. Филимонов

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Протестантизм в России" в других словарях:

  • Протестантизм в России — Протестантизм представлен в России следующими деноминациями[1]: Лютеранство в России Евангельские христиане баптисты Евангельские христиане пятидесятники Харизматы Меннониты Методисты Адвентисты седьмого дня исконно российские формы… …   Википедия

  • Протестантизм в России — получил начало почти одновременно с Европой Западной. Великим князем Василием были вызваны в 1524 1533 гг. с Запада ремесленники, художники, торговцы и аптекари. Около того же времени прибыли в Россию шведские купцы, получившие право торговли в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Протестантизм в Великом княжестве Литовском — ― одно из трёх крупнейших направлений христианства наряду с православием и католицизмом, существовавшее на землях Великого княжества Литовского (современные Белоруссия и Литва) в XVI XVIII веках. Связан своим происхождением с Реформацией ―… …   Википедия

  • ПРОТЕСТАНТИЗМ — ПРОТЕСТАНТИЗМ, одно из главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и православием). Возникло в Европе в период Реформации широкого антикатолического движения 16 в. П. разделяет общехристианские представления о триединстве Бога,… …   Русская история

  • Протестантизм — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия

  • ПРОТЕСТАНТИЗМ — (от лат. protestantis публично доказывающий) одно из трех основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма входе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская… …   Большая актуальная политическая энциклопедия

  • Протестантизм — одно из трех, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей, течений и сект, связанных своим происхождением с Реформацией широким религиозно… …   Православный энциклопедический словарь

  • Культура России — Содержание 1 История культуры России 1.1 Древняя Русь …   Википедия

  • Религия в России — …   Википедия

  • Христианство в России — среди славянского населения появляется не раньше IX в., в пределах же нынешней России оно восходит к III в.; существует даже легенда, которая связывает проповедь Евангелия с именем апостола Андрея. Начиная с III в. упоминаются несколько епархий в …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»